complistvig

31.12
02:27

Анти-бяка


Было ли у вас такое, что вы писали комментарий, а вышла рецензия?Фи, какая бяка. Я верезжала по ту сторону экрана: «Отрубите ему голову!» Но никто не отрубил( Так, немного попилили тупым ножиком, а тут надо резко рубить, хорошо заточенной секирой. Приходится все самой, самой:)Короче, если есть на свете бяка, значит должна быть и анти-бяка. Хотя выдать этот текст меня заставила не столько сама бяка, сколько первый к ней комментарий. Ну, люди, мои дорогие! А если вам про Толстого или Маркеса скажут «это реальнейший из примеров бессмысленнейшего тысячестраничного порожняка», у вас тоже пропадет желание читать? Что ж, жаль. А, может, конечно, и не надо… Я не буду строить свою анти-бяку на опровержении заявленных к книге претензий. Пойду от обратного. Расскажу о том, почему «В поисках утраченного времени» стоит хотя бы начать читать, и уж если не полюбить, то, по крайней мере, зауважать. Не ждите каких-то уверений и обоснований, стопроцентных аргументов «за» - это совсем другого рода литература. Элегантная, проницательная, глубокая. Нет – бездонная. Как космос. Там, сперва, не очень комфортно для тех, кто привык к земному притяжению. А чем дальше в космос, тем, как известно, оно слабее. Совершенно нет точек опоры. Так и у меня точек опоры в этом тексте нет. Лишь желание донести, от чего вы можете отказаться. Впрочем, люди часто отказываются от хорошего в своей жизни…Пруста многие не любят. Не любят «читатели», не любят собратья по перу. Ну, а чего его любить: выскочка, сноб, гей, еще и еврей к тому же. Писать начал не как все: не подражая любимым писателям, а исключительно в своей манере. В общем, полный набор того, за что уже можно не любить автора. Я не сторонник обосновывать творчество автора его биографией. Здесь речь идет не о влиянии биографии на творчество - этого никто не оспаривает, - а именно о том, что писателем становятся не потому, что жизнь не удалась, и об этом хочется поведать всему миру. Мне кажется, писатель, как и любой творец в принципе, – это предназначение. Таких писателей, которые не просто набили руку, отточили мастерство упорством и временем, в некоторых случаях, пародированием любимых авторов (все мы помним фразу «на его творчество оказали влияние»), а именно тех, кто выполнял свое предназначение, были первыми в своем роде и именно их творчество оказало влияние на… - таких очень мало. Это я вам совершенно ответственно заявляю. Чем больше читаешь, тем больше понимаешь, что откуда произрастает, и кто самородок, а кто, хоть и классик, всего-навсего подражатель. Пруст – самородок. Он, безусловно, не нуждается в этом тексте. Нуждаюсь я.К чему, эти длинные речи (не, ну все мы помним, что рецензия должна соответствовать стилю и темпу книги… кхе-кхе…). Так вот, для полного понимания творчества Пруста необходимо знать его биографию, потому как его тексты, я бы даже сказала – единый текст – это сплетение творчески переработанных моментов-воспоминаний его жизни. Кем была его мать и что она для него значила, его первая любовь, вторая, третья; город Комбре прототип Шартра, пляжи Нормандии (прогуливаясь по ним, я ощущала, что со времен Пруста там мало что изменилось). Чтобы просто понять откуда взялся путь Свана, почему именно путь, тоже нужно знать биографию автора. Однако в тоже время нужно понимать, что «В поисках утраченного времени» - это не автобиография и герои автора – образы собирательные. Как такового сюжета в "Поисках утраченного времени" нет. Это многотомный чувственный опыт, обрывки запахов, звуков, шорохов, образов, которые заставляют нашу память включить прожитые дни жизни – это и есть поиски утраченного времени. Прочесть все семь книг – это, бесспорно, подвиг. Однако если приступить к чтению романа, втянуться, распробовать, от него будет не оторваться. Я «распробовала» Пруста на втором томе «Под сенью девушек в цвету». С тех пор «Поиски утраченного времени» стали одним из моих любимых блюд, к которому я периодически возвращаюсь. Я не предлагаю вам прочесть все семь книг, просто попробуйте начать. Цитировать Пруста странно. Он многословен. И в этом суть. Но для потенциального читателя приведу некоторое, что мне особенно запомнилось.О любви.Сван отправился к Одетте. Сел от нее подальше. Он не решался поцеловать ее, так как не знал, что пробудит поцелуй и в ней, и в нем самом: гнев или страсть. Он молчал, он смотрел, как умирает их любовь.О памяти.Места, которые мы знали, существуют лишь на карте, нарисованной нашим воображением, куда мы помещаем их для большего удобства. Каждое из них есть лишь тоненький ломтик, вырезанный из смежных впечатлений, составлявших нашу тогдашнюю жизнь; определенное воспоминание есть лишь сожаление об определенном мгновении; и дома, дороги, аллеи столь же мимолетны, увы, как и годы.Мое любимое.Удовольствия – это все равно, что фотографии. То, что мы воспринимаем в присутствии любимого существа, – это всего лишь негатив. Проявляем же мы его потом, у себя дома, когда обретаем внутреннюю темную комнату, куда для посторонних «вход воспрещен». Если вам довелось бывать в Барселоне, вы наверняка посещали Храм Святого Семейства (Expiatori de la Sagrada Família), возведенный будто из струек мокрого песка, без четких линий, зыбкий, многослойный, строящийся до сих пор. Архитектоника схожая. Будет ли Храм Пруст достроен дочитан? Решать вам. Главное помнить, что архитектором любого текста является не только писатель.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки